Меню сайта

Проектная деятельность

Проектная деятельность в детском саду
 
    Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов  (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Основной целью проекта является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:   
    В младшем дошкольном возрасте возрасте:
  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом),
  • ормирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем возрасте:
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников
  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач
  • Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению
  • Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
 
     Метод проектов дает возможность развития наблюдения и  анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
    В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: По продолжительности проекты бывают  краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
    В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:
  1. Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
  2. Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
  4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
   В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
    Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
   Структура проекта
  1. Тема.
  2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
  3. Возраст детей.
  4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
  5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
  6. Цель проекта.
  7. Задачи проекта.
  8. Этапы реализации
      В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
I. Подготовительный этап
II. Организация проектирования      
III. Проектирование
IV. Презентация
Первый этап
   На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй этап
   На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
   Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
   Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
 
Проект "Вместе дружная семья – детский сад, родители и я". Подготовительная к школе группа. Воспитатели Баталова Л.А., Прохорова Т.Н.
Проект "Вместе дружная семья – детский сад, родители и я". Старшая группа. Воспитатели Барышева Д.Н., Лещенко Е.В.
Проект "Вместе дружная семья – детский сад, родители и я". Вторая младшая группа. Воспитатели Скребнева Е.Н., Цыбашова Е.В.
Коллективный проект "Дизайн к Новому году"
Проект "Семейные традиции". Группа № 3. Воспитатели Баталова Л.А., Прохорова Т.Н.
Проект "Семейные традиции". Группа № 2. Воспитатели Гурьянова С.В., Чапыгина И.Ю.
Проект "Моя семья". Группа № 1. Воспитатели Дмитриева Г.Ю., Смирнова А.А.
Проект ко Дню матери. Группа № 4. Воспитатели Розанова И.Ю., Шевякова С.А.
Проект "Моя семья". Группа № 5. Воспитатели Алексеева М.А., Голубева А.В.
Проект "Семейные традиции". Группа № 6. Воспитатель Шестакова Г.Л.
Проект "Модель современной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС"
Сетевой проект "А у нас на участке" 2016г.
Проект "Здравствуй, здравствуй, Новый год!". Группа № 1. Воспитатели Дмитриева Г.Ю., Смирнова А.А.
Проект "По дорогам сказок". Группа № 1. Воспитатели Дмитриева Г.Ю., Смирнова А.А.
Проект "По дорогам сказок". Группа № 2. Воспитатели Гурьянова С.В., Чапыгина И.Ю.
Проект "По дорогам сказок". Группа № 3. Воспитатели Баталова Л.А., Прохорова Т.Н.
Проект "По дорогам сказок". Группа № 4. Воспитатели Розанова И.В., Шевякова С.А.
Проект "По дорогам сказок". Группа № 6. Воспитатель Шестакова Г.Л.